Вы только представьте: ваш ребенок проводит в школе не 11, а целых 12 лет. С одной стороны — больше знаний и времени на подготовку к вузу. С другой — на год позже выпуск, позже поступление, позже начало взрослой жизни. Именно такую идею — увеличить срок обучения — вынес на обсуждение Общественная палата.
Но Минпросвещения отреагировало на это предложение без особого энтузиазма. Давайте разберемся, почему чиновники призывают к осторожности и какие подводные камни они видят в этой, казалось бы, простой реформе.
Инициатива исходит от заместителя секретаря Общественной палаты Владислава Гриба. Он предлагает два ключевых изменения:
Увеличить срок обучения с 11 до 12 лет.
Начинать учебу с шести лет, а не с семи.
Логика, на первый взгляд, есть: школьная программа становится все объемнее, детям сложно усваивать ее за тот же срок. Добавить еще один год — и нагрузка снизится, и на подготовку к ЕГЭ времени больше останется.
Ответ министерства был вежливым, но весьма твердым. Они не сказали «нет» напрямую, но обозначили свою позицию очень четко.
1. «Одиннадцатилетнее образование позволяет эффективно осваивать программу».
Главный аргумент: нынешняя система работает. Она выстроена с учетом возрастных особенностей детей и не требует кардинальной перестройки. Зачем ломать то, что и так функционирует?
2. «Любая новая инициатива должна проходить тщательное обсуждение и экспертизу».
Здесь чиновники абсолютно правы. Такое решение нельзя принимать «с кондачка». Нужно оценить все последствия:
Как это скажется на детской психике?
Кто будет писать новые учебные планы?
Как быть с учителями и школьными помещениями?
Что делать с призывным возрастом для юношей?
3. «Важно оценить возможные риски».
А рисков здесь — масса. Это не просто «добавить один класс». Это — изменение всей образовательной экосистемы страны.
Финансовая нагрузка на семьи. Родители будут содержать ребенка на год дольше, откладывая его выход на самостоятельный путь.
Психологическая усталость. 12 лет — это очень долгий срок. Не приведет ли это к выгоранию учеников еще до поступления в вуз?
Что будем преподавать в 12-м классе? Углубленная подготовка к ЕГЭ? А если ребенок не планирует в вуз? Тогда зачем ему этот лишний год?
Инфраструктурный коллапс. Школы и так переполнены. Введение дополнительного класса создаст огромную нагрузку на здания и учителей.
Минпросвещения заняло взвешенную и разумную позицию. Прежде чем рубить с плеча, нужно сто раз отмерить. Образование — это слишком тонкая и важная сфера, чтобы экспериментировать с ней без глубокого анализа.
Идея 12-летки не нова. Ее обсуждают уже лет двадцать. И каждый раз упираются в одни и те же «но». Пока что доводы «против» перевешивают гипотетические преимущества.
Возможно, вместо того чтобы увеличивать срок обучения, стоит подумать о качестве тех 11 лет, что уже есть. О более современных методиках, гибких программах и снижении бюрократической нагрузки на учителей.
Читать в Telegram