Эльман Мехтиев, занимающий пост председателя совета СРО «МИР», поделился мнениями относительно интереса банков к сектору микрофинансирования, обозначив ключевые моменты, которые повлияли на изменение взглядов кредитных учреждений на МФО. Важным фактором стало влияние пандемии COVID-19, которое коренным образом переосмыслило роль МФО как источников финансирования в местах, недоступных для банков, а также для клиентов, не отвечающих строгим банковским критериям.
Мехтиев также задается вопросом, почему, несмотря на значительные преимущества, которыми обладают банковские структуры, до сих пор не было зафиксировано успешных попыток покупки МФО банками. В этом контексте он освещает стремление банков заявить о своем присутствии в микрофинансовом сегменте, подчеркивая, что эти намерения еще предстоит реализовать на практике.
В результате ограничений, вызванных пандемией, наступил виток в развитии цифрового направления в индустрии. В этот период МФО начали активно исследовать новые возможности в сети, поскольку традиционные офлайн-методы выдачи денег утратили свою прежнюю актуальность. Это явление выявило, что МФО способны принимать решения быстрее, чем традиционные банки, что, в свою очередь, побудило банки видеть в МФО не только конкурентов, но и плацдарм для внедрения инноваций и тестирования новшеств.
А что если мы рассмотрим банк? Он представляет собой сложную сеть взаимосвязанных ИТ-систем, в то время как МФО можно сравнить с упрощенной версией банка, сосредоточенной на одном продукте. Когда банку необходимо внести изменения в один из своих продуктов или систем, ему приходится учитывать, как это повлияет на десятки других систем, что значительно усложняет процесс внедрения нововведений.
В последнее время мы наблюдаем тенденцию, когда микрофинансовые организации (МФО) встраиваются в экосистемы банков как независимые бизнес-единицы. Это является отходом от прежней практики создания МФО для эксплуатации регулятивных преимуществ, которые позволяли им действовать более свободно по сравнению с банками. В основе такого подхода лежит специализация МФО на ограниченном числе продуктов и использовании от одной до пяти различных систем. Это делает их идеальными местами для проведения финтех-экспериментов и тестирования новых систем благодаря возможности быстрых изменений.
Примером такого новаторского подхода служат действия некоторых из крупнейших коммерческих банков страны, которые основали полностью независимые дочерние компании. Эти «дочки» обладают собственными кредитными процессами, IT-инфраструктурой, системами риск-анализа и продуктовыми линейками, показывая тем самым возможность успешной интеграции МФО в более крупные финансовые структуры.
В контексте ограничений, наложенных Центральным Банком, и высокой степени конкуренции за привлечение надежных клиентов в данной области, возникает вопрос о том, в чем заключаются конкурентные преимущества для банков и микрофинансовых организаций. Для банковских микрофинансовых организаций преимущество состоит в более легком доступе к финансированию, в то время как небанковские МФО могут успешно привлекать капитал через выпуск акций и облигаций на фондовом рынке.
Интересно, что первоначально банковские микрофинансовые организации могут получать клиентский трафик в результате отказов в банковском кредитовании, что является их преимуществом. Но с течением времени, когда необходимость в привлечении новых клиентов растет, и организации начинают активно работать на широком рынке, различия в способах привлечения клиентов между банковскими и небанковскими МФО стираются, и они сталкиваются с одинаковыми вызовами конкурентной борьбы.
Многие банки, включающие в свою группу микрофинансовые организации (МФО), недавно приняли решение вливать значительные средства в их докапитализацию. Это решение подчеркивает эффективность бизнес-моделей МФО и готовность банков поддерживать их рост и усиление позиций на рынке. Такие инвестиции можно интерпретировать как признание МФО банками как тестовой площадки для инноваций в финтехе, где возможные ошибки несут гораздо меньшие риски по сравнению с экспериментами, проводимыми внутри самого банка. В этом контексте, даже неудачи МФО не оказывают значительного влияния на основную деятельность банка, поскольку потенциальные потери обычно являются незначительными и укладываются в пределы обычных колебаний прибыльности.
В процессах консолидации и увеличения размеров компаний на микрофинансовом рынке, банки пытаются играть свою роль, хотя успешные примеры такого взаимодействия редки. Интерес есть с обеих сторон: банки стремятся приобрести уже сформированные предприятия, тогда как микрофинансовые организации часто не могут договориться с потенциальными покупателями о стоимости. В результате, даже после длительных обсуждений и оценки возможностей слияния и поглощения, которые могут продолжаться до полутора лет, успешные сделки по приобретению бизнеса, а не только команд, остаются недостижимыми.